Русская фантастика. Официальный Фан-Клуб Владимира Васильева
 

АВТОРСКИЕ НОВИНКИ

Русская фантастика - Официальный Фан-Клуб Владимира Васильева.

ТВОЙ ВЫБОР

 

Клинки
Три шага на Данкартен
Шандаларский цикл
Враг неизвестен
Горячий старт
Волчья натура/Зверь в каждом из нас
Техник Большого Киева
Смерть или слава
Черная эстафета
Наследие исполинов
Лик Черной Пальмиры
Ведьмак из Большого Киева
              
 

КОНКУРС

 

Русская фантастика. Официальный Фан-Клуб Владимира Васильева

 

ЛУЧШЕЕ В СЕТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФАН-САЙТ ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВА

 
список статей и интервью
 

     читать


Владимир Васильев: "Вся литература отражается в фантастике, как в маленьком зеркале"


Яна ДУБИНЯНСКАЯ



Он долгое время был нашим соотечественником, а сейчас кто его знает: в списках участников фестивалей фантастики Владимир Васильев обычно проходит под грифом "Николаев-Москва". Брейн-дрейн? Похоже, он самый: ведь книгами этого писателя - а их на сегодня уже 36, не считая карманных изданий, - зачитываются подростки по всему постсоветскому пространству: грех не переманить такого в Москву.

Впрочем, за свою бродяжническую биографию Владимир - для многочисленных друзей и фэнов просто Воха - успел пожить где угодно: от Ялты до Новосибирска, от Одессы до Южно-Сахалинска, от Минска до Иванова и так далее. Работал железнодорожником, книготорговцем, компьютерщиком... бог знает кем, пока не понял, что лучше всего у него все-таки выходит писать фантастику. И началось: "Клинки", "Абордаж в киберспейсе", "Охота на дикие грузовики", "Смерть или слава", "Волчья натура", "Звезды над Шандаларом" и так далее...

Сегодня Воха Васильев - один из популярнейших писателей-фантастов в СНГ. Его участие стало одной из "фишек" первого номера нового, единственного в Украине толстого литературного журнала "Реальность фантастики". Собственно, на его презентации Васильев и появился в Киеве, выразив также желание стать одним из пассажиров "Фантастического экспресса" - проекта, призванного популяризировать по украинским регионам как журнал, так и фантастику в целом.

Кроме того, Владимир намеревался презентовать в Киеве свою новую книгу "Лик черной Пальмиры". Но тут вышла совсем уж непредвиденная история...

- Правда ли, что "Лик черной Пальмиры" в Киеве уже не купить?

- Во всяком случае, я не нашел. Хотел подарить киевским друзьям, тем людям, которые описаны в этой книге, обошел всю Петровку - нету.

- Когда она вышла, каким тиражом?

- Примерно месяц назад, в середине сентября, объявленным тиражом 10 тысяч. Это обычная издательская практика: сразу больших тиражей не выпускают, но зато потом следуют регулярные допечатки по пять-восемь тысяч, многие романы переиздаются в варианте покетбука.

- Большинство современных писателей в СНГ параллельно с литературной деятельностью где-нибудь работают. Вы говорите, что живете исключительно на гонорары...

- Это действительно так. Я с 1996-го года оставил всякую трудовую деятельность помимо литературной, и, в общем, на жизнь хватает.

- На хорошую жизнь? Виллы, "мерседесы"...?

- "Мерседеса" у меня нет, потому что я вообще не автомобилист. Вот, на прошлой неделе очередной ноутбук купил. Квартира в Москве... Пока не жалуюсь. Конечно, хочется большего - думаю, придем постепенно.

- Как долго вы писали "в стол", прежде чем начали издаваться?

- Довольно долго, лет десять. Особенно трудными были три-четыре года в начале 90-х. До того момента вообще никого не издавали, так что и рассчитывать на это не приходилось. А приблизительно с 1992-го года начался "книжный бум", стали издавать очень многих, а я как-то выпал из процесса, остался в стороне. Тяжеловато было. Но в 1996-м началось - и по сей день пока продолжается.

- С тех пор, как вы стали автором "команды издательства "АСТ", как часто приходится работать, думая только о материальном стимуле? Мол, надо, контракт горит и так далее?..

- Нет, такого вообще не бывает. "АСТ" не диктует своим авторам, что писать. Они просто ждут очередную книгу. Мне, во всяком случае, существует "кредит доверия": я могу писать все, что захочу, и "АСТ" уже успело убедиться и привыкнуть, что этот текст будет выдержан на определенном уровне и будет иметь коммерческий успех. Ко мне у них нет никаких вопросов: что хочу, то и делаю, а издательство берет рукопись с закрытыми глазами.

- А на зарубежный рынок пытаетесь пробиться?

- Несколько лет назад вышла книга в Болгарии, там было две повести: одна Генри Сайерса (Игоря Исаева), вторая моя. В Польше издавалась книга, а в данный момент в Соединенных Штатах переводится роман "Смерть или слава". Но я вообще по натуре скептик и скажу, что книга вышла, только когда буду держать ее в руках.

- Вы как-то делали заявление, что ничего, кроме фантастики, не читаете. Это действительно так?

- Конечно, это немного утрировано. Я читаю и мейнстрим, и детективы, и специальную литературу, но все это достаточно случайно, - а фантастику читаю целенаправленно. Чем и обосновано это заявление. Почему-то фантастика мне интересна, а то, что называется "классикой", - неинтересно совершенно.

- Кто ваши авторитеты в фантастике?

- Братья Стругацкие, естественно. Потом Александр Громов, Олег Дивов, Сергей Лукьяненко... долго перечислять. Из западной - все, на ком выросли любители фантастики, начиная от Гаррисона и Шекли и заканчивая современными писателями, к примеру, Уильямом Гибсоном. Практически все хорошие вещи, написанные в фантастике, для меня авторитеты.

- Вы написали популярную книгу "Дневной дозор" в соавторстве с Сергеем Лукьяненко. Тандем Лукьяненко-Васильев - это надолго?

- Мы с Сергеем давние друзья, и у нас, естественно, постоянно рождаются идеи написать что-нибудь вдвоем. Но с этим долго не складывалось. А когда Сергей написал роман "Ночной дозор" - с позиции однозначно "светлых" сил - я, однозначно "темный", не спрашивая, сел и написал кусок, который условно назвал "Дневным дозором". Показал его Сергею, но все это зависло без особого результата. А года через два он находит меня в Николаеве: "Слушай, давай писать "Дневной дозор"! Я один, - говорит, - не то что не потяну, просто думаю, с тобой будет интереснее". Я, естественно, согласился. Сначала мы хотели писать втроем с Ником Перумовым: композиционно книга состоит из трех повестей, имеющих сквозной сюжет, и мы планировали: одну повесть пишет Сергей, одну Перумов, одну я. Но Ник оказался занят в других проектах, не смог выкроить время. Пытались привлечь Леонида Кудрявцева, но он тоже не смог, и тогда мы с Лукьяненко решили, что не будем никого искать, а напишем каждый по повести, а третью напишем вместе. По-моему, проект получился достаточно интересный, а что будет дальше... Сергей уже написал третью книгу "Дозоров", она вот-вот выйдет. И дал мне "карт-бланш" писать о "темных" города Киева. Та книга, которую никак нельзя найти, - тоже очередной "Дозор".

- "Ночной дозор" сейчас экранизируют, у Сергея Лукьяненко есть и другие кинопроекты. Имеете ли вы отношение к этому?

- Пока это все на уровне "осторожного обнюхивания". Но, насколько мне известно, уже принято решение и о съемках "Дневного дозора". Я, правда, не знаю, буду ли к чему-нибудь привлечен: сценарий, скорее всего, напишет Сергей, но, подозреваю, он будет меня в это дело "выдергивать". Посмотрим. Официально никаких договоров пока не заключено.

- У вас был заметный опыт сотрудничества и с молодым автором, Анной Ли. Однако для нее все началось и кончилось одной этой книгой, "Идущие в ночь". Почему?

- Анну Ли совершенно ошибочно называют "молодым автором", поскольку она начинала в то же самое время, что и большинство из нас, и весьма успешно. Анна вообще очень сильный автор, но в последнее время она в основном занимается переводами, которых у нее вышло за сорок книг... А почему мы вместе написали "Идущие в ночь"? Там сюжет требовал писать однозначно вместе с женщиной, и я выбрал ее как крепкого профессионала, в котором я уверен. Технически это происходило очень просто: я взял ноутбук, приехал в Киев. И мы писали в режиме буриме: один пишет главу, загонит героя в угол, - а другой должен выпутываться. Работали месяца три в очень плотном, изматывающем ритме, - но было интересно. Может быть, мы еще раз попробуем что-то написать вместе. В "АСТ", хотя сейчас они охладели к фэнтези, относительно романа в соавторстве с Анной Ли говорят: берем с закрытыми глазами.

- Может создаться впечатление, что Воха Васильев все время разъезжает по конвентам, тусуется, ведет беспорядочный образ жизни. Но чтобы выдавать такие объемы текста, надо быть очень организованным человеком. Как удается совмещать?

- Ну, конвенты-то чистого времени занимают не так уж много: раз в два месяца, а то и реже. Я езжу туда подзарядиться, отдохнуть, встряхнуться. А между конвентами - рутина: сижу дома, неделями никуда не выхожу, разве что в баню (у нас есть банный клуб), два раза в неделю играю в баскетбол, ну и, собственно, в магазин за продуктами. А больше мне ходить некуда и незачем.

- Как вы работаете? Есть ли жесткий распорядок, "норма выработки"?

- Обязательности, естественно, никакой нет, но я считаю удачным день, когда написал 8-12 килобайт. Стараюсь выдерживать этот ритм, но удается далеко не всегда, особенно в последнее время. В принципе, я считаю, что два романа в год - это достаточно потогонный режим, и его нельзя выдерживать долго. Лет пять еще можно, но потом наступает неизбежное истощение, и я это на себе уже почувствовал. И плюс ко всему, я уже сам чувствую, что при таком ритме страдает качество. Лучше делать меньше, но лучше.

Сейчас я, наверное, буду выдавать в год один роман и несколько вещей более мелкой формы.. Издательство, конечно, не очень этому радо, - но, к счастью, они понимают, тоже ведь живые люди, да и качество их интересует не в последнюю очередь. Поэтому идут навстречу, и даже если возникают какие-то вопросы по срокам, то решаются тихо, мирно, полюбовно.

- В последнее время фантастика как составляющая масс-литературы по тиражам сильно сдала позиции по сравнению с тем же детективом, боевиком. Нет ли ощущения, что она скатывается во внутреннюю тусовочную среду?

- Нет, такого ощущения нет. Просто фантастика отражает всю литературу в целом: в ней есть и свой интеллектуальный поток, занимающий очень небольшую часть, и много ширпотреба, - в общем, все течения и жанры литературы отражаются в фантастике, как в маленьком зеркале. И стоны о кризисе фантастики я, сколько занимаюсь этим делом, слышу постоянно: мол, завтра фантастика умрет, - а она все живет да живет. Как и в любом деле, тут есть свои проблемы, которые так или иначе решаются. Самое главное, что выходят новые книги, и среди них немало интересных. Фантастика жива!

- Как вы говорили, в вашем новом романе действуют персонажи с реальными прототипами. Их с восторгом "выкупают" читатели, имеющие отношение к фэндому. Что это, как не прямая апелляция к конкретной узкой тусовке?

- Почему я это делаю? Отчасти потому, что придумать характер труднее, чем подсмотреть и описать. Это не от лени и не от неумения придумать: просто, если есть нечто готовое, прекрасно отвечающее поставленным задачам, почему бы это не использовать? Кроме того, тут есть элемент игры: когда помещаешь сложившиеся, цельные персонажи в некие условия, а потом смотришь, как они себя ведут. И если сам прототип говорит: да, я повел бы себя именно так, чувствуешь маленькую победу. На данный момент мне это интересно.

- У вас очень мужское и романтичное хобби: яхта. Как это практически выглядит?

- Очень просто: я каждый год езжу на юг и участвую примерно в трех-четырех официальных гонках чемпионата Украины. У меня твердое место матроса на одной из николаевских яхт, и у капитана даже не возникает никаких сомнений, что к первой гонке сезона - это обычно Экологическая регата в июне - я появлюсь в Николаеве и обязательно выйду в море. Это дело неимоверно интересное, поэтому я им и занимаюсь.

- А как дела с реализацией вашей мечты "искупаться во всех океанах"?

- Пока никак. Только Атлантика и Тихий - больше я нигде не бывал. Я вообще никогда не был за пределами бывшего Советского Союза, если не считать Болгарии. Но надеюсь когда-нибудь вырваться и таки реализовать эту мечту.

- Ваша аудитория - в основном молодежь и подростки. Вы, когда пишете, делаете на это скидку или у вас действительно до сих пор юношеское мироощущение?

- Да, у меня по жизни именно такое ощущение. Чувствую себя тем же пацаном, который гонял в футбол и сбегал с уроков - несмотря на то, что со времени школы прошло уже вдвое больше лет, чем я там учился. Я не задаю себе вопросов, почему так. Никому от этого не хуже, правда?

- Конечно. Но ведь время идет. Возникают ли мысли о том, что и в жизни, и в творчестве пора что-то менять? До каких пор можно оставаться Вохой, "вечно молодым и вечно пьяным"?

- Во-первых, "вечно молодым и вечно пьяным" - это, опять же, стереотип. Видели б вы меня между конвентами, такой ассоциации бы не было. А до каких пор? Я не люблю заглядывать в будущее: по-моему, это дело совершенно бесполезное. Пусть идет, пока идет. Как говорят программисты: "Солнце встает на востоке и садится на западе. Главное - ничего не трогать!".

- Сколько лет вашей дочери? Она уже читает фантастику?

- Этим летом исполнилось шесть. Но она вообще, к сожалению, читать не умеет, и я ничего не могу с этим поделать. Не хочет! Буквы знает, а складывать их в слова отказывается. Ей интереснее видео, компьютеры и другие вещи, которых у нас не было...

- Где все-таки живете: в Николаеве или в Москве?

- Летом - в Николаеве, все остальное время - в Москве.

- А какое у вас гражданство?

- Российское.

- Не приходилось ли сталкиваться с отношением к себе как к "перебежчику"?

- Да нет... Прежде, чем получить российское гражданство, я в Москве вращался уже лет семь, подолгу там зависал, и все уже привыкли, что я в большей степени москвич. Я ведь общаюсь в основном с людьми, которые меня прекрасно знают, как они могут меня считать "перебежчиком"? И сам я не воспринимаю свой переезд как измену. По-прежнему считаю Украину своей родиной. Вообще, все это игры политиков, а не реальность. У меня отец русский, из-под Вологды, мать украинка, из-под Житомира. Родственники есть и там, и там...

- Вы аполитичный человек?

- Политика - дело грязное, я стараюсь быть от этого подальше, но невозможно жить в стране и быть свободным от ее влияния, законов. Я просто не заостряю на этом внимания и стараюсь всегда найти какой-нибудь мирный, спокойный выход из любых положений.

- Можете, как фантаст, дать прогноз ближайшего и отдаленного будущего этой страны?

- Прогнозы - вещь неблагодарная, их удел - не сбываться. И я уже говорил, что не люблю заглядывать в будущее. Кто пытается увидеть будущее, теряет настоящее. А я живу сегодняшним днем.

 

 
Русская фантастика - Владимир Васильев info@vasilyev.com ©

tekhno.pro | greenyard.in.ua | знакомства и встречи для интима без регистрации.